Выпуски в тексте

№070 Тимур Алейников и Максим Яковлев

Владимир: Добрый день! Сегодня мы говорим про дополненную реальность в музеях Москвы и России с работниками Министерства культуры. У меня в гостях Тимур Алейников, куратор проекта, и Максим Яковлев, генеральный директор компании разработчика. 
Друзья, расскажите, пожалуйста, как связана дополненная реальность, новые технологии и культура? Казалось бы, музеи — что-то такое вечное, постоянное, до чего нельзя дотрагиваться и тут - дополненная реальность.

Тимур: Это и есть ключевая связка. Вы правы абсолютно, музеи - это вечное, это наша история, наша культура, буквально наше все. И музеи, охраняя это наследие, должны развиваться и коммуницировать вместе с обществом на понятном ему языке. В последнее время технологии активно вмешиваются в этот процесс, влияют на процесс коммуникации, поэтому дополненная реальность как технология приносит новые возможности в музейное дело, во взаимодействие посетитель - музей. Ключевой особенностью является то, что именно дополненная реальность ответила на вопрос: как мультимедиа объединить с музеем, с экспонатом, не замещая сам экспонат и не затмевая его. То  есть, когда мы выводим изображение картины на мультимедийный экран, мы теряем экспонат, у нас человек взаимодействует уже с красивой сенсорной панелью. Но это не экспонат.

Владимир: Да, интеллектуальные мультимедийные выставки стали появляться совсем недавно, но мы уже двигаемся дальше. Какова цель столь стремительного развития, мы хотим просто захватить молодую аудиторию или быть в тренде со временем…? 

Тимур: Мы хотим, чтобы молодой аудитории было также интересно в музее, как и традиционным посетителям. Я думаю, все помнят тот хайп, который был вокруг приложения Pokemon Go и ту общественную дискуссию вокруг — а можно ли ловить покемонов в музеях и, не дай Бог, в церквях? Тут сама технология невинна, вопросы ее применения. Дополненная реальность в музеях в приложении, созданном Министерством культуры (приложение «Артефакт») позволяет рассказать больше об экспонатах, о самих артефактах, не отнимая внимания от них. Человек видит сам экспонат и при помощи смартфона, который он принес с собой, получает поверх изображения самого экспоната всю дополнительную информацию о деталях картины. 

Владимир: А какой функционал в приложении, что оно может делать?

Тимур: В приложении два основных сценария использования. Первый - когда мы приходим в музей. К сожалению, в нашей стране не в каждом музее и не по всей территории музея есть Wi-Fi, поэтому в зоне Wi-Fi-доступа посетитель может скачать всю выставку и дальше перемещаться по экспозициям абсолютно свободно.

Владимир: То есть в каждом музее человек приходит и скачивает себе как дополнительный модуль информацию об этой выставке?

Тимур: Да, именно так. Скачал, подошел, включил камеру своего смартфона; дальше приложение распознает экспонаты, предметы искусства - нет необходимости наводить на какие-то QR-коды, вводить номер, как для традиционных аудио гидов. Сам экспонат является достаточно уникальным изображением для того, чтобы технология компьютерного зрения идентифицировала его. И далее приложение показывает поверх изображения самого экспоната, например, картины несколько вариантов контентов дополненной реальности. Это может быть классический разбор картины в деталях, когда поверх экспоната выявляются выделенные области, в отношении которых есть справочный материал. Например, мы рассказываем о том, кто изображен на этой картине, с кого автор списал тот или иной образ, где он поставил свою подпись.

Владимир: Часто же картины писались поверх других картин, про это тоже можно узнать при помощи приложения?

Тимур: Именно так. Это отдельный пласт функциональности, который позволяет заместить изображение самого экспоната его альтернативными версиями, например, полученными в момент исследования - изображение в рентгеновских лучах, в ультрафиолетовом диапазоне. Для двухстороннего экспоната, который не всегда может быть показан на экспозиции с обеих сторон, можно показать альтернативное оборотное изображение.

Владимир: Пока приложение работает только с картинами? Мы не говорим про скульптуры, другие формы искусства?

Тимур: Сейчас приложение в первую очередь сфокусировано на двухмерных объектах, которые шире, чем картина - это и графика, и созданные предметы - мы говорим о плоскостных объектах. Однако технологии не стоят на месте, и мы планируем развитие в сторону 3D. Сейчас как раз разработчики проводят многочисленные тесты. Скульптура, классическая скульптура, оказалась не самым простым объектом для распознавания. Мы, конечно же, хотим, чтобы наш продукт работал абсолютно стабильно и универсально, но качество здесь ключевой момент. Потому что применение технологий в сфере культуры, в искусстве, требования к качеству технологий радикально повышаются в сравнении, например, с индустрией развлечения. Если вы готовы смотреть концерт какой-то группы в плюс-минус приемлемом качестве, то концерт классической музыки в низком битрейте не имеет смысла. 

Владимир: Тимур, мы с вами начали говорить про два сценария, но забыли упомянуть про второй.

Тимур: О нем всегда забывают разработчики. Человек может скачать приложение, не только находясь в музее. Соответственно, вторым режимом является режим ознакомления с экспозицией дома, в пути, где угодно. В этом режиме пользователю доступен каталог экспонатов, но объем информации, которую он может получить, полностью соответствует музейной.

Владимир: Единственно чего он лишается - это замечательной фичи дополненной реальности?

Тимур: Именно! За этим тоже стоит прийти в музей. 

Владимир: Но знания остаются с ним. 
Хотелось бы поговорить о том, как  велась разработка приложения. Инициатива была у Министерства культуры или нет?

Тимур: Инициатива была у музеев. Мы обратили внимание на качество заявок от музеев, экспериментировавших в этой области. Но, к сожалению, нас не удовлетворили результаты самих музеев. Зачастую в силу ограниченности финансового ресурса и технологических компетенций продукты получались очень частные, специализированно заточенные на конкретный музей и не масштабируемые на всю отрасль. Соответственно, идея возникла в музеях; мы отрабатывали ее с экспозиционным центром имени Грабаря, начиная с 2015 года, на тематике демонстрации результатов реставрации. Сначала был сделан небольшой прототип, пилотное приложение, которое содержало всего 10 экспонатов. На нем были проверены основные гипотезы о том, что в принципе допреальность интересна, что это работает и что аудитория воспримет такой формат предоставления информации, визуальной в том числе. Приложение имело большой успех в первую очередь в профессиональной среде; центр Грабаря победил в номинации с этим приложением, и таким образом это можно стало тиражировать уже в отраслевое решение. Соответственно Министерство культуры в первую очередь создает платформенные и инфраструктурные проекты, и Артефакт стал именно таким. 

Владимир: Максим, расскажите об основных этапах создания приложения. Что сначала идет — дизайн, прототипы, программирование, тестирование? 

Максим: Конечно. Первый прототип, о котором упоминал Тимур, создавался на движке Unity и был слегка тяжеловесным.

Владимир: «Unity» - это такой универсальный движок для приложений?  

Максим: Для игр скорее даже. Он довольно часто используется в музеях для создания трехмерных объектов, в том числе и в виртуальных музеях. Но нам показалось, что такой подход будет слишком тяжел для пользователя. Там часто получаются не стандартные интерфейсы, не те, с которыми пользователь знаком по операционным системам. Поэтому мы решили писать нативное приложение, и туда уже встраивать дополненную реальность. Потом мы использовали для проектирования приложение Sketch - очень сейчас популярная система, позволяющая разработчикам увидеть ошибки даже на первых этапах проектирования, смоделировать поведение приложения заранее, используя, например, плагин для Sketch  Marvel. Это позволило нам проработать пользовательское взаимодействие на ранних этапах разработки. В дальнейшем разработка уже шла быстрее за счет того, что нам не приходилось переписывать несколько раз одни и те же куски. 
Решив проблему пользователя, мы перешли к решению проблем музеев. Ведь это у нас платформенное решение - мы должны были привлечь огромное количество музеев по всей России, нужно было сделать систему добавления контента настолько простой, чтобы любой сотрудник музея мог самостоятельно добавить контент в приложение дополненной реальности. Раньше это было серьезной проблемой.

Владимир: А как сейчас вот это будет происходить? 

Максим: Музей получает доступ в нашу панель администратора, легко загружает свои картинки, размечает блоками статьи, какие-то накладывает специальные стили.

Владимир: Это все они могут делать самостоятельно без особых знаний программирования?

Максим: Абсолютно! Никакие сложные знания не нужны. И даже они могут кастомизировать свою страничку музея. 

Владимир: То есть в приложении еще есть какие-то вкладки про музей, время работы, телефон и так далее, да?

Максим: Обязательно. То есть фирменный стиль можно перенести прямо на страничку музея. Мы старались где-то обезличить приложение, чтобы искусство говорило само за себя, но музей лицо не потерял.

Владимир: Расскажите, как вы собираетесь привлекать аудиторию в это приложение, чтобы люди скачивали его в музее?

Тимур: Тут есть два основных канала распространения приложения. Во-первых, Артефакт - это проект портала Культуры. РФ. Сам по себе портал является центральным проектом в сфере культуры и содержит информацию обо всем культурном наследии и многообразии, уже обладая неплохим ядром аудитории. Конечно, ключевым каналом является партнерство с музеями. В музеях мы планируем размещать информационные материалы, которые будут стимулировать посетителей музея скачивать приложение. И воспользовавшись Артефактом в одном музее, человек естественным образом вспомнит о нем в следующий раз, когда увидит информацию, что эта выставка в дополненной реальности работает и в другом музее.

Владимир: А как вы будете судить об успехе приложения? Это будет в цифрах количество скачивания…? Какими метриками будете пользоваться, чтобы понять - да, это приложение хорошо зашло на нашу целевую аудиторию?

Тимур: Концептуально мы бы хотели, чтобы приложение стало частью сценария взаимодействия посетителя и музея. Как это измерять? У нас в стране 2,5 тысячи только государственных музеев. Если посчитать количество музеев, галерей, всевозможных площадок, то это будет около 4000 музеев. Соответственно, появление Артефакта на пятистах площадках в течение 2-х лет мы считаем вполне хорошим показателем, тем более, что начинается внедрение проекта с ключевых музеев Российской Федерации, с Федеральных музеев. Сейчас уже достигнуты договоренности о сотрудничестве с Третьяковской галереей и с Пушкинским музеем.

Владимир: Тимур, вопрос к Вам. Как я понимаю, в Министерстве культуры Вы курируете технологические проекты. Насколько много внимания уделяется в Министерстве культуры вашему направлению? Насколько важно для Министерства развивать технологические проекты? 

Тимур: Внимания никогда не бывает много, но министр культуры уделяет изрядна внимания и технологической поддержке отрасли, и использованию технологии в вопросе популяризации культурного наследия и привлечения аудитории в учреждения культуры. Мы недавно подписали соглашение с Mail.ru Group, и наши партнеры в социальной сетях ВКонтакте и Одноклассники также будут помогать нам на этом пути. Что касается технологии в культуре, сфера культуры очень неоднородна, как и технологическая среда, поэтому мы наблюдаем картину, когда часть институтов культуры уже прошли этап диджитал трансформации, приняли для себя стратегию продвижения использование интернет-каналов и диджитал коммуникаций, а часть учреждений пока даже не подходит никак к этому вопросу в силу разных причин. Однако наша задача — ни столько выровнять, сколько поддержать всех. Поэтому Министерство культуры инициировало проект «Единое информационное пространство в сфере культуры». Это специализированная система символичных кабинетов учреждений культуры, которые позволят им вносить информацию о себе, о своих мероприятиях, о своих площадках, на которых они работают с аудиторией. Информация, вносимая в систему, распространяется в виде открытых государственных данных. На ее основе работает Яндекс Афиша, мы передаем данные порталу To Go, Афиша.ру

Владимир: Это точка входа?

Тимур: Да, это точка распространения информации. В перспективе мы рассматриваем эту систему как систему маркетинга в сфере культуры и как платформу для внутриотраслевых коммуникаций. Потому что крайне важно дать возможность небольшому краеведческому музею использовать опыт, накопленный уже крупными, например, Федеральными музеями, у которых больше ресурсов, больше доступа к аудитории.

Владимир: А как обстоят дела с социальными сетями? Музеи туда идут?

Тимур: За последние 2 года все очень сильно изменилось, будем надеяться, что благодаря и нашим усилиям тоже. Мы зарегистрировали огромное количество учреждений культуры. Во-первых, мы поставили в повестку дня этот вопрос для учреждений, сделали его корректным и важным для многих сотрудников учреждений культуры. А также обеспечили поддержку со стороны администрации социальных сетей. В ВК и ОК созданы специализированные разделы «Культура и искусство», где собираются все группы и паблики учреждения культуры, что позволяет им делиться аудиторией друг с другом. Ведь человек, который ходит на филармонические концерты, по определению гораздо ближе к посещению театра и музея, чем человек, который сидит на диване и не ходит. 

Владимир: Но ведь важно прививать культуру и тем слоям населения, которые не совсем близки к ней. В этом направлении что-то делается?

Тимур: Собственно, социальные сети в этом плане и есть отличный инструмент. Идя широким фронтом, мы затрагиваем огромное количество людей, которые раньше не попадали в интересы сферы культуры. Например, мы сейчас проводим трансляции из Третьяковской галереи, и количество просмотров достигает миллионы. Это аудитория, которая никогда не пришла бы просто так в Третьяковскую галерею, на концерт, например. 

Владимир: Давайте поговорим о будущем вашего направления, о будущем проекта «Артефакт» в том числе. Куда будет двигаться технологическое развитие культурных проектов через 5-10 лет? Каких новинок нам стоит ждать?

Тимур: Абсолютного знания нет ни у кого, но есть прогноз, есть экономические тренды, в которые вкладывают большое количество денег и ресурсов. Их применение в сфере культуры как раз и открывает большие перспективы. Сегодня мы много говорили о дополненной реальности, об AR как технологии. Я уверен, что это будет расти, и будут появляться разные продукты. Артефакт делает платформу, то есть закрывает 80% потребностей 20 % функционала.

Владимир: Вы говорили еще, что в Артефакт добавятся 3D объекты?

Тимур: Конечно, это в перспективе. Всегда есть возможность для своих собственных проектов, глубоко интегрированных в инфраструктуру музея, что мы будем только поощрять. 
Еще одним, растущим трендом является использование технологии виртуальной реальности. В этом направлении Министерство культуры экспериментирует. 

Владимир: А для кого это нужно, у кого нет доступа к московским или питерским площадкам?

Тимур: Да, это одно из ключевых применений - вопрос выравнивания доступа. Ведь Конституция Российской Федерации гарантирует каждому из нас равный доступ, но не гарантирует билет из Хабаровска в Москву, поэтому решение вопроса с широкополосным доступом открывает возможность для тиражирования таким образом доступа к культурному наследию. Этот проект называется «Виртуальные музеи», если говорить про музейную специфику. Отдельный есть проект – «Виртуальный концертный зал», в рамках которого Московская филармония транслирует свои концерты в HD качестве абсолютно бесплатно. 

Владимир: Где это происходит - в социальных сетях, на сайтах музеев, на площадках?

Тимур: На сайте филармонии, на портале Культура.РФ, и в перспективе мы хотим это сделать в социальных сетях. Что касается VR, здесь есть проект «Виртуальный музей архитектуры». Это мобильное приложение для iOS  и Android, которое позволяет в том числе и в формате виртуальной реальности прогуляться по нереализованным или утраченным шедеврам архитектурного наследия — Чудов монастырь, Дворец Советов не построенный. Еще одним проектом стало приложение Тульского музея оружия - «Оружие героев». Оно рассказывает об истории русского оружия, позволяет пострелять из него виртуально, посмотреть на то, как работает огнестрельное оружие, замедлить время, включить режим рентгена и увидеть, как баек идет, как гильза отскакивает - это завораживающее зрелище.

Владимир: Вы еще говорили о Big Data, о «больших данных», что вы активно работаете в этом направлении? 

Тимур: Да, Министерство культуры открывает свои данные, чтобы как можно больше data-driven компаний, data- аналитиков проводила эксперименты в этой области. Мы опубликовали данные государственного каталога музейного фонда, а это ни много ни мало уже сейчас 5 или 6 миллионов предметов музейного фонда, с их описаниями, изображениями. Мы считаем, что структурирование информации об отрасли культуры позволит создать в первую очередь бизнесу те сервисы, которые приведут аудиторию в учреждения. Мы специально открыли данные обо всех мероприятиях в нашей сфере, чтобы развивались все рекомендательные сервисы и мобильные приложения, боты и всевозможные проекты. 

Владимир: Ну что же, друзья, смотрите прямые трансляции, скачивайте приложение «Артефакт», ходите в музеи, наслаждайтесь нашим культурным наследием, которым мы обладает в достатке.