Выпуски в тексте

№158 Владимир Орлов

Владимир Смеркис, автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM, поговорил с Владимиром Орловым, управляющим партнером сервиса Obed.ru.

Темой обсуждения стала еда и технологии или, как мы её иначе называем, foodtech. Также поговорили про рынок в России и его перспективы.

Владимир: Владимир, добрый день!

Владимир: Добрый день!

Владимир: Расскажите о себе, вас называют сторожилом фудтех рынка, что из себя представляет OBED.RU?

Владимир: Obed.ru - самый опытный сторожила рынка, мы родились в далёком 2004 году. В отличие от наших коллег по цеху, курьеров которых вы можете видеть на каждом углу, мы ориентированы больше на тех, кто выбрал для себя доставку, как основной способ пообедать, то есть провести время в доставке, а не в кафе. Причин может быть очень много: отсутствие кафе в пешей доступности, дороговизна и так далее. Мы не так известны среди массовой аудитории, потому что мы в большей степени ориентированы на b2b. Очевидно, если люди начинают пользоваться доставкой ежедневно, то становится логично получать чуть больше.

Владимир: Хорошо, давайте разберемся с тем, что такое foodtech. Для многих это непонятно, это не технология приготовления пищи, но и не только доставка. Где это родилось? Это российская история или мы догоняем кого-то?

Владимир: Возможно, я отвечу неожиданно для человека, который возглавляет IT компанию, но я сам не понимаю что такое foodtech. Возможно, я отвечу неожиданно для человека, который возглавляет IT компанию, но я сам не понимаю что такое foodtech. Я читал достаточно много статей, которые так и назывались foodtech, но точного определения этой отрасли так и не нашёл. Очевидно, есть большое количество технологий, которые двигают рынок вперед, но меняют ли они продукт настолько, чтобы это можно было назвать абсолютно новым сервисом? Однажды мы работали с Бургер Кинг и, когда мы подключались к ним, увидели их простую кассу R-keeper. По их интерфейсу стало понятно, что такие компании относятся к фудтеху. С другой стороны, на рынке много компаний, которые называют себя фудтехом только из-за того, что в них пришёл хороший венчурный капитал, а стоимость бренда с приставкой тех выше.

Владимир: Для многих фудтех- это просто доставка еды из точки приготовления до конечного потребителя. Но я вижу, что меняется много атрибутов: существует много технологий, физических носителей в виде упаковки. Что из себя представляет рынок с точки зрения новшеств в ресторанном секторе?

Владимир: Я начну с того, с чего начинал Obed.ru. Для 2005 года это был совершенно иной продукт. Мы делали тогда то, что сейчас называется шеринг экономика, еда по подписке и не знали этого. Объясню на конкретном кейсе: Obed.ru начался внутри одной интернет компании, когда люди, обойдя все кафе и рестораны в округе, выучив их меню наизусть, решили попробовать доставку. Попробовали и им всё понравилось. Однако появилась проблема: еду заказывал один человек и ему приходилось бегать по офису, записывать заказы и отправлять их факсом или почтовым голубем в рестораны, где это все могли перепутать. Тогда мы подумали, а почему бы не написать удобную программу? Так и появился первый маркетплейс.

Владимир: Я правильно понимаю, что это был сервис исключительно для вашей компании?

Владимир: Да, это был наш первый шаг. Obed.ru начался с самого правильного шага – с выявления потребностей человека. Шаг 2: раньше человеку нужно было набирать еду на минимальную сумму, которая иногда была какая-то заоблачная. Для того чтобы поесть не на 5/7 тысяч, что было перебором, мы придумали интересную штуку, которой до сих пор пользуются тысячи корпоративных клиентов. Работает это так: человек приходит на работу, выбирает в меню ресторана любое понравившееся блюдо, нажимает на кнопку «заказать», а второй кнопкой приглашает друзей, которые присоединяются к заказу. Так выглядит шеринг экономика в классическом понимании.Это удобно и ресторану, так как средний чек заказа растёт в несколько раз, а и сервис получает комиссию. Мы стали зарабатывать на сервисе буквально через месяц. В этот момант кто-то из друзей подсмотрел идею и отметил удобство продукта, нам предложили подарить сервис, к чему мы были не готовы. В 2005 году мы взяли домен Obed.ru, он нам показался симпатичным, запустились и через месяц заработали первые деньги. С тех пор мы единственная компания в фудтехе, не в обиду нашим коллегам, с положительным EBITDA и хорошим динамичным ростом. В отличие от наших коллег, наш retention (прим. возможность бизнеса сохранять покупателей, превращая их в постоянных) достигает 280 заказов в год. Это значит, что человек заказывает еду больше одного раза в день - это востребовано в b2b.

Владимир: Я так понимаю, что foodtech состоит из трёх больших частей: первое- работа с ресторанами и взаимодействие на оффлайн уровне с курьерами , второе - взаимодействие с пользователями, чтобы им было удобно делать заказ и оплачивать его, третье - it система, которая делает магию. Где основные сложности в этих трёх пунктах?

Владимир: Если мы говорим про рынок доставки еды и foodtech, то я соглашусь с этим. Здесь есть много подводных камней. У нас была идея заранее размещать заказы на ближайших предприятиях питания, таким образом сокращать косты ресторана. Потом забирать собственными курьерами и разносить по ближайшим офисам. Всё полетело, и нам казалось, что мы будем вкладывать туда большие деньги, но неожиданно нам поступает звонок от одного из наших ближайших партнеров с вопросом «что вы наделали с моим рестораном, к нам приезжал ваш специалист, который учил резать морковку нашего шефа». Мы получили очень много звонков с подобными вопросами и решили, что в чужой бизнес процесс мы лезть не будем и ограничились агрегаторством.

Владимир: Существовали ли бренды ресторанов в меню на тот момент? Было ли это важно человеку или нужны были просто блюда?

Владимир: Ресторанный рынок своеобразный, в 2005 году количество ресторанов соответствовало количеству ресторанов которое есть сейчас, они были в той же шаговой доступности. Только если раньше названия начинались от буквы А и заканчивались Я, то сейчас они все начинаются на одну букву. Что я имею ввиду ? Они сейчас все принадлежат одному или второму крупному бренду. С малым бизнесом у нас все не так хорошо, как хотелось бы. Основной шаг интеграции - это работа с ресторанными технологиями, которые не всегда доступны в нужном объёме для проведения с ними качественной технологической интеграции. Здесь, прежде всего, играет роль человеческий фактор. Если говорить об ожиданиях клиента от доставки еды, то он ждет быстро и вкусно. Если человек готов терпеть невкусную еду, то он точно не готов терпеть курьера, который неадекватно со мной беседует или упаковку, которая разорвалась. C клиентом проще, а с ресторанами всегда больше сложностей.

Владимир: Сейчас как на уровне правительства, так и все мы говорим о цифровизации. Бизнесы, так или иначе, становятся цифровыми. Если говорить про foodtech, где здесь диджитал, где здесь технологии, развивается ли отрасль в этом направлении?

Владимир: Я думаю, что по многим аспектам foodtech Obed.ru впереди планеты всей. Те кейсы, которые мы реализовываем с ресторанами и корпоративными клиентами олицетворяют те новые шаги, о которых вы сказали. В 2005 году к нам обратилась крупная компания с запросом накормить своих сотрудников не в одном ресторане, а в 15, которые находились в шаговой доступности. Мы ввели карту питания внутри одной компании, где внутренняя валюта называлась "обедики". Сотруднику выделяются деньги, карту можно дарить на дни рождения, перекидывать валюту с одной карты на другую и так далее. Для ресторана мы создали цифровую карту, чтобы экономить на эквайринге, она интегрирована с основными кассовыми системами тысяч ресторанов. Cейчас мы работаем в более чем 20 городах. Тысячи ресторанов подключены к нашей системе. Cотрудники компании смело берут карту или мобильное приложение, через которое может смело отдать обедики. В конце месяца происходит расчёт, выявляется экономия на эквайринге, на клиентской поддержке, сбоях, потерях, которые могли бы возникнуть. Таким образом, мы заменили бумажные талоны на технологию, которая очень сильно востребована. Мы делаем такие выводы отмечая рост, который за последнее время равен 100 процентам от года к году. Карту питания мы сделали 3 года назад.

Владимир: Какую долю дохода имеет корпоративное питание?

Владимир: У нас это больше 70 процентов, 30 процентов - b2с и мы этим очень гордимся. Несмотря на усилия наших коллег.

Владимир: Про деньги. Напомните нам, о каких суммах официальных сделок идёт речь?

Владимир: Насколько я помню, 2 года назад Mail объявил о покупке Deliveri за 100млн. Думаю, в тот момент, грохот от упавших стартаперов раздавался повсюду. Потом ZakaZaka+ 20млн, FoodFox скромнее объединились с Яндексом.

Владимир: Почему такие большие цифры, почему гиганты так активно смотрят на foodtech?

Владимир: Причин несколько: во-первых, сектор фудтех модный , он является основным драйвером в этом направлении. Основной момент- сейчас не так много компаний с большими оборотами, вложенными средствами и с обширной купленной базой клиентов. Во-вторых, большим компаниям надо расти.

Владимир: Какая unit экономика у сервисов доставки еды, если мы говорим про самый простой пример в фудтехе?

Владимир: Если мы говорим о простом агрегаторстве, то деньги видны. Не виден быстрый рост, которого явно не хватает.

Владимир: Почему? Емкость рынка маленькая, мало потребителей , которые готовы заказывать через приложения?

Владимир: Пока ещё не сформированы привычки заказывать еду в разных ресторанах. С другой стороны, качество сервиса нужно чем-то компенсировать. Запуск собственной службы доставки нашими крупными агрегатами был обусловлен отсутствием качественного сервиса, который удовлетворял бы самой бизнес модели в целом. Я уверен, что Яндекс и Mail с удовольствием отказались бы от своей курьерской доставки, если бы была возможность агрегировать качественные курьерские службы самих ресторанов. Но нужно учитывать, что доставка еды кардинально отличается от приготовления. Доставка - это совсем иной бизнес процесс, им совсем по иному нужно управлять. Люди же не едят целый день, поэтому проблема загрузки заказами людей была есть и будет.

Владимир: Почему до сих пор пешая логистика так плохо себя чувствует?

Владимир: Не знаю как вам ответить на этот вопрос, мы делали большой пилот, причем достаточно успешный. Мы запускали по центру совместную доставку и все работало неплохо, но все опять же упирается в unit экономику. Как только мы понимаем, что нам нужно из excel модели выходить на реальные деньги, все как-то ломается.

Владимир: Мы придумали новую рубрику Верю/Не верю. Я буду вам говорить о каких-то новых технологиях в фудтехе, а вы будете рассуждать насколько это реализуемо. Владимир, давайте поговорим про СloudKitchens - это история когда в спальных районах кухня сдается ресторанам и она способна доставлять людям еду, правильно?

Владимир: Правильно, её ещё называют dark kitchens.

Владимир: Для меня эта идея была интересна, я даже думал как-то поучаствовать в развитии этого рынка в России. Верите ли вы в Cloud Kitchens?

Владимир: В России не верю, за рубежом верю. По одной простой причине: у нас очень сильно отличается сегмент рестораторов, в России и там. Основная задача этого сервиса - обеспечить быструю логистику.

Владимир: Хорошо, давайте поговорим про доставку новыми способами, например дроны? Насколько это реализуемо в больших городах или в малых?

Владимир: Очень хотелось бы веритьв это.То, что сейчас происходит с доставкой еды - это даже не 19, а какой-то 16 век. Хотелось бы уходить в новые технологии. Нам их не хватает, как с теми же самоуправляемыми автомобилями. До тех пор пока поезда массово не поедут без водителей- это чистый хайп.

Владимир: Но поезда и автомобили я вижу на горизонте гораздо ближе, чем доставку еды.

Владимир: Абсолютно верно, в течение 15 лет верю, в течение 5 нет.

Владимир: Хорошо, но технологии развиваются гораздо быстрее, чем мы в них верим. Будем надеяться, что такой долгий период не придётся ждать. Приготовление пиццы по дороге к клиенту в фургоне, есть ещё такая идея!

Владимир: Я верю в неё, реализовать эту идею не очень сложно. Вопрос в востребованности, если мы следующим пунктом обсудим 3D печать еды, то это более востребовано, чем фургон с едой. В обозримом будущем, рабочая сила будет оставаться сильно дешевле новых технологий, которые заявляют компании.

Владимир: 3D принтер еды?

Владимир: Я считаю что в секторе массового питания: корпоративного, домашнего, 3D принтер будет самой востребованной технологией в фудтехе.

Владимир: Я думаю, что это достаточно реализуемо сейчас.

Владимир: Да, верно.

Владимир: Большое спасибо, что пришли к нам в студию!

Владимир: Вам спасибо!