Выпуски в тексте

№011 Алексей Лазоренко

Владимир: Друзья, добрый день, в гостях у нас Сергей Лазаренко, руководитель сервиса Blablacar в России и Украине. Алексей, привет! Не все пока знают, что такое BlaВlaСar, можешь рассказать, что собой представляет ваш сервис и что такое райдшеринг?

Алексей: BlaВlaСar и райдшеринг - это объединение водителей и пассажиров, которым по пути. Blablacar - это интернет-сервис, который объединяет водителей, и в нашем случае это поездки иногородние, когда водитель путешествует по какому-то маршруту, он «расшаривает», отсюда шеринг, делится своими свободными местами, которые у него есть в машине, и таким образом пассажиры присоединяются к поездке и компенсируют расходы на бензин.

Владимир: Проще говоря, если я еду из Питера в Москву и у меня есть свободное место в машине, я регистрируюсь на вашем сервисе, говорю, что у меня есть свободное место, а человек, который ищет поездку, может ко мне присоединиться за какие-то деньги, так?

Алексей: Да, все верно, и если три пассажира присоединилось, они, как правило, компенсируют до 100% расходов на бензин.

Владимир: А помимо всего прочего, еще и являются классными собеседниками, иногда.

Алексей: Да-да, вы можете даже себе в профайл поставить ваш уровень болтливости и также выбирать пассажиров по уровню болтливости.

Владимир: Я читал в одном из твоих интервью, что такие поездки даже безопаснее, когда много пассажиров в машине. Можешь рассказать про это?

Алексей: Все просто. В нашем случае водитель и пассажиры всегда заранее знают с кем едут. Когда вы пользуетесь общественным транспортом, по большому счету, не знаете с кем едете в купе или на соседнем сиденье кто будет сидеть. У нас же вы заранее изучаете профайл водителя, смотрите отзывы, которые о нем оставили пассажиры с других поездок, смотрите его интересы, фотографии, возраст, номер телефона, позвонили, созвонились, обсудили детали. 

Владимир: Интересная идея. Скажи, она уникальная, была придумана вашим сервисом или уже существовала в каком-то виде?

Алексей: Идея сама по себе не такая уж инновационная и новая, было уже много волн этого райдшеринга. Одна из первых началась еще во время второй мировой войны. В США были плакаты, на которых было написано: «Едешь один - едешь с Гитлером», и таким образом правительство стимулировало более рациональное использование автомобиля, призывало экономить нефть, ресурсы, путешествуя с попутчиками. Тогда это была первая волна, сейчас же ее толкают вперед технологии, и она становится уже по-настоящему глобальной и эффективной.

Владимир: Мы знаем, что в Америке и в некоторых странах Европы есть специальная разметка на дорогах, где преференции отдаются водителям, которые едут не одни.

Алексей: Да, все верно, называется Сarpool Lane. В принципе по всему США и в Канаде есть такие отдельные, выделенные полосы для водителей с попутчиками, стимулирующие более рациональное использование автомобилей, что естественно логично, и это как раз то, что делаем мы со своей стороны с помощью технологий.

Владимир: Алексей, скажи, пожалуйста, а насколько все это безопасно? Понятно, что можно созвониться с человеком, посмотреть его профиль, фотографии, но все можно подделать. Есть ли какие-то гарантии безопасности при таких поездках?  

Алексей: Самое эффективное обеспечение безопасности - это отзывы после каждой поездки, которые формируют рейтинг каждого водителя, каждого пассажира. Все члены нашего сообщества оценивают друг друга, и таким образом формируется костяк надежных водителей и пассажиров. Поэтому эффективней, чем этот механизм, ничего нельзя придумать. Любые номера телефонов, e-mail, любые данные - все это не дает такой уверенности, как отзывы, потому что это реальные люди оценили и сообщили, доверять этому водителю или нет.

Владимир: А если это новый водитель, он может быть классным, умным, болтливым, но у него мало отзывов, как ему продвинуться в системе? 

Алексей: Таким водителям мы рекомендуем не завышать цену, делать чуть ниже рынка и пытаться найти себе первых пассажиров, чтобы сформировать свою репутацию, а дальше будет все проще и проще.

Владимир: Насколько активно водители присоединяются и пользуются сервисом сейчас?

Алексей: По факту Россия сейчас самый быстрорастущий регион среди всех стран, где присутствует BlaВlaСar, и спрос со стороны и водителей, и пассажиров превзошел все наши самые смелые ожидания. Мы перевыполнили цели, которые ставили на 2014 год в три раза, и за первые десять месяцев у нас зарегистрировалось более миллиона человек.

Владимир: Здорово! А каким образом вы привлекаете водителей и пассажиров? Классическими е-commerce методами?

Алексей: Да, изначально это были классические инструменты: контекстная реклама, соцсети, баннерная реклама, но эффективнее всего работают тематические партнерства. Мы партнеры с «Яндексом», на картах Яндекса при публикациях больших поездок тебе предлагают воспользоваться BlaВlaСar. Такие партнерства работают супер круто, это из самых эффективных способов, но сейчас мы уже на том этапе, когда идет сарафанное радио и рост существенно превышает все наши маркетинговые усилия. 

Владимир: Много ли потребовалось вложений на стадии запуска, чтобы привлечь пользователей? Всегда интересен вопрос, откуда приходят пользователи в самом начале проекта?

Алексей: Тут может быть несколько стратегий, которые зависят от того, есть ли у тебя достаточное количество денег. В нашем случае было много инвестиций, было и есть (мы уже зарабатываем довольно много), поэтому мы могли позволить себе эффективные масштабные маркетинговые кампании с самого начала в России. Если бы денег не было, наверное, долбили по каким-то узким географиям и таким образом расширялись в ширину. Но в нашем случае мы эффективно накрывали маркетингом.

Владимир: Алексей, можешь коротко рассказать историю компании? Я знаю, ты основатель сервиса «Подорожники», который также занимался райдшерингом. У сервиса «Подорожники» сразу были деньги или они пришли с тем, как вас купил BlaВlaСar?

Алексей: Да, мы действительно стартанули свой сервис в 2010 году, он назывался «Подорожники». Мы, три друга, получили посевные инвестиции от российского инвестора через год или полтора после того, как стартовали. На эти деньги мы начали развиваться, расти, монетизироваться, и после этого BlaВlaСar параллельно у себя в Европе планировал экспансию уже глобально. Нас заметили, мы начали общаться, и в итоге нас поглотили: у нас уже были свои небольшие инвестиции, и нас поглотил большой европейский сервис уже с миллионными инвестициями.

Владимир: Но дружественное поглощение было и полное, да?

Алексей: Очень дружественное, это был джекпот для всех, потому что они открыли для себя колоссальные рынки и экспертов.

Владимир: Вы втроем не жалеете о том, что вас поглотили?

Алексей: Мы бесконечно счастливы, что все это произошло.

Владимир: Скажи, пожалуйста, на чем делает деньги BlaВlaСar? Сейчас в России, мы знаем, сервис не берет денег с пользователей.

Алексей: Да, при этом сервис берет деньги с пользователей в странах Западной Европы. Монетизация сервиса строится на том, что взимается небольшая комиссия при бронировании каждого свободного места у водителя пассажиром. Комиссия взимается с пассажира. Например, поездка Москва-Питер стоит для пассажира 1000 рублей, а у нас будет стоить 1100 рублей. По большому счету разница небольшая, преимущества нашего сервиса не нивелируются, но при этом сервис не может быть постоянно бесплатным.

Владимир: Неужели эти 10% комиссии позволяют генерировать миллионные обороты? 

Алексей: У нас миллионная аудитория, которая совершает миллионы поездок, поэтому так и происходит.

Владимир: Говоря о поездках, сколько в России и в мире сейчас поездок? Немного цифр можешь назвать?

Алексей: К сожалению, мы не можем этого разглашать.

Антон: Ну, не в деньгах, может, в количестве пользователей или в количестве поездок, которые ежедневно совершаются.

Алексей: Я могу сказать, у нас в России за первый год зарегистрировалось около миллиона человек, при этом с тех пор мы выросли многократно, у нас уже более двадцати пяти миллионов человек, которые совершают около десяти миллионов поездок ежеквартально. 

Владимир: Многие гости нашей программы говорят о том, что не нужно бояться создавать конкурентов. Как ты считаешь, если кто-то задумается делать аналогичный сервис, имеет ли это смысл?

Алексей: Конкуренция - это всегда хорошо, это помогает, когда тебе кто-то дышит в спину: ты понимаешь, что должен делать еще быстрее, еще лучше, поэтому мы будем приветствовать конкурентов. Сейчас же мы в одиночку формируем эту индустрию райдшеринга. Если появится еще какой-то мощный игрок, который будет помогать нам формировать эту индустрию - это здорово, места много и его хватит всем.

Владимир: У сервиса BlaВlaСar на сегодня есть конкуренты и кто они?

Алексей: Я не буду называть конкретные компании, но у нас на глобальном рынке есть такие, кто пытается делать то же самое. Они играют несколько на опережение. Есть страны, в которых мы еще не присутствуем, там они пытаются занять эту нишу. При этом в принципе мы пересекаемся по своей деятельности с классическими перевозчиками - самолетами, автобусами, поездами. И могу привести такой пример, когда у президента французской железнодорожной компании SNCF (такое французское РЖД) спросили, какие у вас основные конкуренты на рынке, он сказал, что это Google и Blablacar, потому что и та, и другая компания позволяет пассажиру найти как дешевле добраться из города А в город Б.

Владимир: Ты считаешь, вы действительно «отъедаете» долю рынка у традиционных перевозчиков?

Алексей: Я думаю, что мы вряд ли будем для них заметны с точки зрения доли, здесь есть несколько факторов. Первое, мы эффективно дополняем этих перевозчиков, потому что часто наши пользователи используют BlaВlaСar для того, чтобы добраться до какого-нибудь крупного города, а оттуда пересесть на поезд и два дня шпарить в нужном направлении.

Владимир: Но и билетов просто может не быть в наличии на нужную дату.

Алексей: Да, если нет возможности уехать на поезде, они спокойно могут уехать на BlaВlaСar - мы здорово друг друга дополняем. Плюс еще важный факт, многие наши пользователи начали путешествовать только потому, что есть BlaВlaСar, у них появилась дополнительная возможность и они начали больше ездить.

Владимир: Это ведь не только путешествие, но еще и коммуникация, и новые знакомства, да?

Алексей: Да, здесь масса социально полезных явлений происходит в рамках нашего сервиса, о них можно отдельно долго рассказывать, в целом это очень полезное социальное явление.

Владимир: Хотелось бы затронуть еще такую проблему: если взять европейские кейсы, есть Uber, который революционизирует такси, что не всем нравится – их машины жгут, переворачивают, французские профсоюзы борются всячески. У вас подобные проблемы могут быть?

Алексей: Тут стоит помнить, что инновация всегда нарушает чей-то статус-кво. Когда Ford, к примеру, построил свои автомобили, то заводчики лошадей начали паниковать. Все это проходили, и здесь происходит то же самое. Если говорить про такие прямые стычки с правительством, то у нас ситуация противоположная, мы органично в нее вписываемся при нашей глобальной экспансии. Как я уже говорил, в странах США, Канады есть отдельные полосы и правительство стимулирует водителей путешествовать не в одиночку.

Владимир: А вы делаете это еще удобнее.

Алексей: А мы делаем это еще удобнее и при этом более прозрачным: все знают, кто с кем едет. Рациональные путешествия становятся эффективными, прозрачными и масштабными.

Владимир: Экономически плохая экономическая ситуация получается для вас только на руку, да?

Алексей: Трудно сказать, вряд ли она играет против нас. Действительно, она стимулирует людей экономить больше, а BlaВlaСar способствует этому. Но в странах, где нет никакого кризиса, мы тоже растем очень быстро.

Владимир: Алексей, нашу программу слушают много предпринимателей, начинающих, у которых уже существует свой бизнес, скажи, пожалуйста, как искать свою нишу и какие тренды существуют сейчас на рынке? На что стоит обращать внимание и стоит ли руководствоваться только трендами рынка?

Алексей: Здесь можно выделить два подхода решения проблемы, как было в случае с BlaВlaСar, когда мы стартовали «Подорожники», решалась какая-то проблема, которая была у всех на виду. Также можно следить за трендами - сейчас виртуальная реальность, электромобили, беспилотники, - то есть можно видеть новые ниши и понимать, как развивается рынок, пытаясь какое-то место там занять.

Владимир: Но ведь большие тренды диктуются и развиваются супергигантами. Понятно, что ты не полезешь конкурировать с ними в развитии беспилотных автомобилей.

Алексей: Но при этом Facebook когда-то был маленьким, и до этого был MySpace. И Facebook из маленького стал эффективнее, стал лучше, быстрее и удобнее и завоевал рынок. Делай что-то лучше, делай что-то быстрее, делай что-то эффективнее. Есть еще такой глобальный тренд sharing economy - экономика совместного потребления, и здесь пространство для полетов фантазии почти безгранично.

Владимир: Ну, дай две-три идеи.

Алексей: Sharing economy проникает уже во все наши аспекты жизнедеятельности – это и транспорт, если мы говорим про BlaВlaСar, и пространство RNBMB, и совместное финансирование, и медицина, и совместное использование бытовых вещей. Здесь конкретных идей я сейчас не сформирую, но совместное потребление - это тренд, про который все глобальные экономисты и умы нашей планеты говорят, что за этим будущее и рост составляет 25% в год, исчисляется миллиардами, а будет триллионами.

Владимир:  Совместное потребление экономит деньги людей, а компании, которые производят товары и стремятся к тому, чтобы эти товары быстрее устаревали и люди покупали все новые и новые, они каким-то образом борются с этим?

Алексей: Естественно, когда происходит такая трансформация, перетекает энергия из одного состояния в другое, чей-то статус-кво всегда будет нарушаться. Это не говорит о том, что тренд или вектор неправильный, потому что в целом, та модель потребления, которая у нас на протяжении ста лет формировалась, она немного тупиковая: неразумно так единолично и бездумно потреблять, иначе мы исчерпаем довольно быстро ресурсы нашей планеты. Я не говорю про пять лет, но если мы посмотрим на сто лет вперед, то хочется задуматься.

Владимир: Друзья, вот такое философское замечание от Алексея Лазаренко, руководителя сервиса BlaВlaСar в России и Украине. Спасибо тебе, Алексей, и удачи в бизнесе!

Алексей: Спасибо.