Выпуски в тексте

№074 Илья Екушевский

Владимир: Добрый день, друзья! Мы говорим про технологии и интернет-бизнес. Сегодня у меня в гостях Илья Екушевский, сооснователь компании Busfor, которая занимается бронированием билетов на автобусы. Илья, привет!
Казалось бы, 21 век -  беспилотные автомобили и все остальное. А как чувствуют себя автобусные перевозки? И как интернет-сервисы с этим связаны и совместимы? 

Илья: Автобусные перевозки догоняют все самые современные тренды. Уже довольно много есть компаний, тестирующих самоуправляемые автобусы, в том числе на электротяге. И это вопрос времени, когда они появятся на улице. Мне даже кажется, что автобус будет одним из самоуправляемых первых транспортных средств. Во-первых, потому что автобусы чаще ездят по выделенным линиям, и для них гораздо проще создать инфраструктуру. 

Владимир: А что из себя на сегодня представляет  российский рынок автобусных перевозок? Мы говорим о междугородних перевозках, правильно?

Илья: Конечно, мы занимаемся междугородними перевозками. Сюда относятся и международные, и региональные перевозки между двумя городами. Мы не занимаемся продажами билетов на городские и пригородные перевозки. Во-первых, там частота совсем другая. Связано это с тем, что билеты на такие виды транспорта не продаются в интернете. Скорее, это какие-то карты, которые можно пополнять и оплачивать проезды. Плюс, как я уже сказал, частота: каждый автобус следует один за другим. Мы же фокусируемся на междугородних перевозках, когда необходимо попасть из точки А в точку Б. Например, выехать на работу в какой-то другой регион или съездить проведать родных и близких. То есть наши поездки туристического плана или рабочего характера. 

Владимир: Знаешь, сейчас очень активно развиваются сервисы совместных поездок, как BlaBlaCar, BeepCar. Насколько они вам это конкуренты? 

Илья: Конечно, мы их чувствуем, ощущаем конкуренцию. Мы в принципе работаем на одном пассажиропотоке. Здесь вопрос в том, что автобусные перевозки уже довольно давно зарегулированы, т. е. есть довольно много законодательных инициатив, уже реализовавшихся. На мой взгляд, сегодня тот рынок, о котором Вы спрашиваете, существует только потому, что он довольно слабо зарегулирован. Впереди у него еще будут возникать какие-то законодательные инициативы, которые зарегулируют этот рынок. И здесь мы будем на равных.

Владимир: А какая регуляция необходима? Это как-то защищает пассажиров?

Илья: Смотрите, самое простое это багаж. Прежде чем вы попадаете на автобус, на вокзале вы проходите различные мероприятия, связанные с досмотром багажа. Плюс сегодня в автобусных междугородних перевозках пассажиры оставляют паспортные данные, которые мы передаем в соответствующие инстанции, что связано с безопасностью. 

Владимир: Илья, давай поговорим про твой сервис. Что собой представляет компания Busfor?

Илья: Прежде всего Busfor это не перевозчик. Мы не оказываем услугу перевозки, это делают наши партнеры-перевозчики. Мы сервис, который предоставляет нашим клиентам возможность забронировать услугу перевозки. 

Владимир: Мы говорим не про грузовые, а про пассажирские?

Илья: Да, конечно, про пассажирские перевозки. В связи с этим наша миссия, цель - создать сервис, в котором клиент сможет выбрать самый удобный, самый дешевый способ добраться из точки А в точку Б, разумеется на автобусе.

Владимир: Кому-то важен и комфорт. 

Илья: Я думаю, сейчас качество автобусных перевозок примерно одинаковое. Наверное, отнесу это к среднему уровню качества. Есть куда стремиться. Но постепенно действительно появляются высококлассные автобусы с Wi-Fi. И с такими партнерами мы работаем с особым удовольствием, потому что понимаем, что они стремятся расположить клиента и сделать сервис таким, чтобы клиент возвращался.

Владимир: Понятно. Вы агрегируете большое количество партнеров, предоставляющих автобусные перевозки в разные города и страны. В чем ноу-хау и в чем сложность создания такого сервиса? 

Илья: Мы очень похожи на рынок такси, на те сервисы, которые там представлены. Они не являются таксомоторными парками, а предоставляют возможность таксомоторным паркам размещать свой инвентарь для клиентов. Тоже самое делаем и мы. Собственно, наша задача — законтрактовать как можно больше партнеров, предоставить им софт по управлению инвентарем, для того чтобы продавать места на рейсы для наших клиентов. А вторая часть нашего бизнеса - это как раз B2C-направление, когда мы работаем непосредственно с клиентом. 

Владимир: Вы пока на СНГ сосредоточены или уже вышли на Западную Европу?

Илья: Сейчас у нас в основном Восточная Европа и СНГ. Около 6-7 стран представлены очень хорошо, а в остальных странах мы развиваем наш бизнес. Наша цель как раз вот эти два региона. Они действительно автобусные, здесь очень много пассажиропотока, который ездит на автобусе.

Владимир: Говорят, что автобусные междугородние перевозки более актуальны для стран третьего мира, так как там люди не обладают собственным транспортом, меньше внутренних рейсов, это правда? Не смотрите ли вы на Африку, на Индию?

Илья: В этих странах уже есть довольно мощные конкуренты.

Владимир: Я читал, особенно в Индии?

Илья: В Индии есть, наверное, одна из самых лучших компаний в мире, которая занимается подобным бизнесом, создает сервис по бронированию автобусных перевозок. То же самое есть и в Германии, и в Америке. Но в наших краях, в Восточной Европе, в СНГ мы, возможно, номер один; здесь пока конкуренция довольно слабая, все еще впереди. 

Владимир: Илья, расскажи, пожалуйста, как вообще родилась идея с автобусами, что вас сподвигло на автобусы пересесть?

Илья: У нас был абсолютно прагматичный подход. Мы просто искали какие-то рынки, ниши, нам нравился транспорт, мы хотели сделать бизнес в интернете. У нас уже были попытки до этого создать кое-какие сервисы в интернете, но в итоге наткнулись на автобусный рынок. Хотя исследовали на самом деле рынок авиации и железной дороги. Понятно, что авиация гораздо привлекательнее, там была масса сервисов - это было в 2010-2011 году. Но мы, собственно, наткнулись на автобусный рынок, который нас как-то и захватил: во-первых, конкуренция была довольно низкая; во-вторых, мы видели, что там можно построить бизнес. 

Владимир: А какой был опыт в интернете до этого, e-commerce? 

Илья: Мы занимались разработкой сайтов. У нас была попытка в 2009-2010 году построить социальную сеть. Мы видели как это все развивается, как появился ВКонтакте, как развивался Facebook, в тот момент, если Вы помните, было много социальных сетей с различными интересами.

Владимир: Ты говоришь «мы», Busfor - это кто? С кем ты создал этот сервис?

Илья: Это мой партнер - Артем Алтухов, мы с ним знакомы уже больше 13 лет. Мы с ним решили тогда объединить усилия и построить совместный бизнес. 

Владимир: Решили, начали все делать, вложили свои деньги или привлекли инвесторские… - как это было? 

Илья: В нашем случае здесь было немного проще, чем у других: у нас были собственные средства, на которые мы начали. Мы довели компанию, в принципе, до прототипа, до даже некоторого успеха на локальном участке, у нас было что масштабировать, а потом уже стали привлекать инвестиции. Мы привлекли первый венчурный раунд, в нас инвестировали три компании - Fincite Ventures, Intel Capital, InVenture Partner. 

Владимир: Насколько это было сложно? Потому что все говорят, что год бегать за инвестициями - это в лучшем случае. 

Илья: У нас как-то быстро прошло. Мы договорились буквально за месяц-два, скорее юридические моменты чуть дольше затянулись. Но, в принципе, сделать сделку в среднем за полгода это нормальная практика.

Владимир: А каким был следующий раунд после привлечения денег от трех партнеров?

Илья: В прошлом году мы привлекли довольно большой раунд, порядка 20 миллионов долларов, от двух довольно известных фондов - Baring Vostok и Elbrus Capital. Общая сумма инвестиций на сегодняшний день - в размере 25 миллионов долларов. Это раунд уже был на масштабирование: доказанная бизнес-модель у нас уже была, были рельсы, по которым компания шла. И сейчас наша задача - масштабироваться, начинать экспансию, что мы сегодня и делаем.

Владимир: Центральный офис разработки у вас находится в России?

Илья: У нас несколько офисов в разных странах. 

Владимир: Сколько человек работает сейчас в компании?

Илья: В районе 125.

Владимир: Это уже серьезная инфраструктура. С какими проблемами, сложностями вы сегодня сталкиваетесь?

Илья: Во-первых, мы всеми усилиями стараемся сейчас создать электронный билет. До сих пор необходимо иметь при себе распечатку. В некоторых странах это уже победили, в некоторых странах стараемся. Это основная проблема, наверное, что рынок находится на той стадии, когда до сих пор при посадке на автобус необходимо иметь распечатанную квитанцию.

Владимир: Проблема в чем? Что автобусные перевозчики не хотят покупать QR-код ридер, или в чем проблема? 

Илья: Скорее проблема в законодательстве. Есть закон, где четко написано: «при посадке должен иметь». И поэтому все следуют законодательству. Мы с этим боремся и надеемся, что нас услышат.

Владимир: На РЖД, насколько я знаю, уже есть электронный билет.

Илья: Это тоже сравнительно недавно появилось. Для внедрения электронного билеты мы создаем наш сервис. Помимо билетной истории, связанной с клиентами, есть еще взаиморасчеты, связанные с нашими агентами, партнерами, и электронный документооборот тоже очень важен.

Владимир: Насколько много появилось конкурентов у вас сегодня? 

Илья: Разумеется, особенно когда компания привлекает довольно большой раунд, конкуренты прямо на следующий день появляются. И до этого были компании, они и есть, они развиваются. Здесь вопрос в том, когда рынок уходит в онлайн, все равно побеждает тот, кто активнее ведет маркетинг, кто подымает инвестиционные деньги, инвестирует в привлечение клиента. К сожалению, многие сервисы, которые в принципе имеют хорошие продукты, но не занимаются активным маркетингом, они, конечно, долю на рынке теряют. Это видно и на авиационном рынке. Вы знаете, сколько компаний привлекли довольно внушительные инвестиции - они и лидеры сегодня, несмотря на то, что было много компаний с хорошим продуктом.

Владимир: Илья, есть данные о том, что всего 2% пассажиров пользуются онлайн бронированием. Почему так мало? Неужели настолько мала интеграция интернета в регионах или вы все-таки мало денег тратите на маркетинг от ваших инвесторов?

Илья: Я думаю, это взаимосвязанные задачи. Об услуге покупки билета через интернет, конечно, надо сообщать, надо знакомить с ней клиентов. И мы это делаем. И на самом деле 2% это прошлогодняя статистика. В этом году мы уже ожидаем в районе 4-5%.  И если по текущей динамике двигаться дальше, то в течение 3-4 лет мы можем получить довольно внушительную долю в онлайне. Почему, собственно, так? Потому что, во-первых, сама услуга покупки билет через интернет развивается, не все клиенты о ней знают, это раз. А во-вторых, сегодня довольно большая борьба идет с нелегальными перевозчиками. В последние годы в некоторых регионах порядка 50% перевозок были нелегальными, которые работали с клиентами чуть ли не на улице.   

Владимир: Это те, которые у вокзалов, с мегафонами «Автобус на Волгоград», да?

Илья: Да, это вполне эффективно. Но, к сожалению, вы знаете, это нарушает законодательство, поскольку пассажир должен садиться на объекте автотранспортных структур - на вокзале, на автостанции. И мы тоже за это, потому что там есть условия для ожидания автобуса.

Владимир: Понятно. А кто ваши потенциальные клиенты, на которых вы нацелены? Это больше молодые люди или пожилые, студенты, рабочие…?

Илья: По статистике прошлого года это довольно молодые люди в районе 28-30 лет, потому что они прежде всего решаются отправиться в довольно долгую поездку на автобусе. То есть это и рабочая миграция, и туризм. Средний возраст, как я уже сказал, в районе 30 лет. И несколько месяцев назад мы запустили мобильное приложение, в котором уже несколько сотен тысяч скачиваний, и мы видим, что молодые люди довольно активно используют приложение.

Владимир: С какими проблемами сталкиваются пассажиры?

Илья: Прежде всего с качеством перевозок. Не все перевозчики, к сожалению, сегодня могут оказывать услугу качественно. Связано это еще и с макроэкономическими проблемами.

Владимир: Это состояние транспорта, его чистота, уровень водителей, да?

Илья: Абсолютно верно. Потому что большая часть техники – иностранная, за последние два года она подорожала в цене практически в два раза, стоимость обслуживания  ее выросло довольно серьезно,. И поэтому для многих перевозчиков сменить автобус на более новый довольно серьезная проблема.  

Владимир: Илья, давай немного помечтаем о будущем, каким оно должно быть и что вы конкретно будете делать. Сейчас сильно развивается беспилотная тема. Насколько вообще реалистичны  беспилотные автобусы? 

Илья: Я думаю, это реальное будущее. В перспективе  2-3-х лет мы точно увидим какие-то серьезные тесты, когда из точки А в точку Б на довольно хорошем расстоянии будут курсировать автобусы. Повсеместно они начнут развиваться, наверное, в течение 5-10 лет. Крупные, успешные города, которые смогут себе это позволить, обновят скорее всего городскую технику…

Владимир: Но здесь еще важен вопрос инфраструктуры, состояние дорог, зарядки заправки, которые смогут все это автоматически делать.

Илья: Абсолютно верно. Но автобусы - это достаточно большая площадь, и там можно разместить довольно много батарей, поэтому они сами по себе предрасположены к тому, чтобы проезжать более длительную дистанцию. 

Владимир: А существуют уже электробусы?

Илья: Конечно. Я вам даже больше скажу, в Китае их уже порядка 100 тысяч.

Владимир: Очень круто! А с практической стороны каким ты видишь ваш рынок через 5 лет, что лично сделает компания Busfor для его развития?

Илья: Мы следим за всеми трендами. И наша первая задача - это сделать сервис покупки билетов на автобусы. По сути спускаемся сверху. Сегодня требования клиентов таковы, что он хочет приобретать билет удаленно, удобно оплачивать любыми способами, и, естественно, мы думаем, как двигаться дальше. Возможно, у нас будет какой-то опыт из того, что мы называем футуристическим будущим. 

Владимир: Но вы все-таки не смотрите на те рынки, о которых мы говорили ранее, в Индии Африке?

Илья: Смотрим. у нас там довольно много партнеров уже сегодня, которые используют нашу систему. Например, в Таиланде, в Африке, мы общаемся с Латинской Америкой. Строить систему нашего уровня довольно сложно, поэтому у нас есть контакты, и, возможно, мы там будем развиваться через франшизу. Но основными нашими рынками мы все равно считаем Восточную Европу и СНГ. Это один из самых интересных рынков в мире, он автобусный и здесь люди привыкли экономить. А автобусы - это самый дешевый и доступный вид транспорта. 

Владимир: Понятно. Вот такая история от Ильи Екушевского из компании Busfor.