Владимир: Леонид, добрый день!
Леонид: Добрый день, Владимир!
Владимир: Хочется понять, чем сейчас руководствуются дизайнеры, когда разрабатывают сайты и мобильные приложения? Какие ключевые принципы для разработки такого рода продукта существуют?
Леонид: На данный момент в приоритете контент, который присутствует на сайтах или в мобильных приложениях. Второй принцип – навигация. Сайты и приложения должны быть удобными для пользователя. При просмотре интерфейса люди руководствуются тем, что им должно быть комфортно. Буквально несколько лет назад пользователь просматривал страницу около 15 секунд, сейчас же время сократилось до 8 секунд.
Владимир: Становится ли быстрее потребление контента из-за этого сокращения? Получается, что задачи нужно решать в соответствующем темпе. Верно?
Леонид: Да. Время просмотра страницы сократилось, потому что пользователи потребляют 70% контента на мобильных устройствах.
Владимир: Как вы думаете, будет ли мобильный просмотр сайтов/приложений продолжать наращивать свою долю?
Леонид: Скорее всего, будет наращиваться. Я подозреваю, что в ближайшие несколько лет это будет около 85 - 90 процентов. Десктопом пользуются скорее в офисе. Дома у большинства есть планшеты, они потребляют контент с них, а это всё равно считается мобильным трафиком.
Владимир: Понятно. Скажи, пожалуйста, куда двигаются тренды дизайна? Насколько быстро они меняются?
Леонид: Если говорить конкретно о дизайне, то на данный момент присутствует тренд бесшовным интерфейсов. Это когда пользователь просматривает сайт непосредственно в одном окне, не открывая вкладки. Сейчас большинство трендовых сайтов сделаны в этом стиле. Если говорить о том насколько быстро это развивается, то каждый год появляется какой-то новый тренд. Предыдущий сохраняется в пределах двух лет.
Владимир: То есть клиенту/компании/банку/СМИ необходимо каждые 2 года что-то модернизировать в своём продукте?
Леонид: Я бы сказал, около трёх лет. Дизайн существует этот срок. Потом происходит переработка.
Владимир: Значит, вы без пищи не останетесь. Леонид, что касается мобильных приложений, особенно бизнесовых, что здесь происходит?
Леонид: В мобильных приложениях существует тренд, что платформы стали более похожими друг на друга. При этом сохраняется нативность. Это когда пользователи Android и iOS привыкли к определённым механикам/навигациям в своём телефоне. Дизайн, который присутствует во всём этом, стал более одинаковым, нежели 5 - 7 лет назад. Раньше платформы отличались дизайном совершенно кардинально.
Владимир: Давай поговорим немного про сообщества. Что из себя представляет международное дизайнерское сообщество? Есть ли какие-то ключевые события? Как людям, которые не понимают в разработке сайтов и мобильных приложений, понять куда движется индустрия?
Леонид: Если говорить про профессиональные сообщества, то существует достаточно большое количество конференций, которые проходят практически ежемесячно. Люди, которые не имеют отношения к дизайну или разработке сайтов и приложений, могут посетить их и послушать. Всегда говорим о трендах, о современных технологиях и о том, что будет происходить в дальнейшем. Где существуют дизайнеры? На данный момент это Telegram-каналы.
Владимир: Насколько дизайнеру комфортно работать в офисе? Или удалёнка имеет достаточно большой процент среди известных веб-дизайнеров и дизайнеров приложений?
Леонид: Здесь нужно говорить непосредственно о характере человека, который занимается этой профессией. Если ты экстраверт, то тебе нужно постоянное общениечс. Скорее всего, ты будешь работать в офисе. Если ты интроверт, то ты закроешься дома. Это не значит, что человек не сможет стать именитым дизайнером. В России есть достаточно большое количество дизайнеров, которые работают на удалёнке и не собираются идти в офис.
Владимир: Всё индивидуально, понятно. Леонид, немного про будущее. Куда мы движемся с точки зрения дизайна? Какие существуют тренды? Что будет популярно через несколько лет, и можно ли это спрогнозировать? Часто бывается так, что новые вещи выглядят странно, а потом мы к ним привыкаем.
Леонид: Если говорить о том, что всё новое выглядит странно, – это правда. Недавно обновился логотип крупнейшей сети одежды ZARA, он был достаточно лаконичный. На данный момент они его сплющили. В сообществах дизайнеров очень много писали про это, но, скорее всего, люди к этому привыкнут. Тренды ближайшего будущего создаются непосредственно в момент создания новых дизайнов. Если несколько человек сделали что-то похожее, то, скорее всего, другие смотрят на это и видят, что на данный момент люди делают так, и сами начинают это делать. В дизайне не избежать копирования, потому что ты смотришь на другие работы, берёшь с этого какие-то референсы и создаёшь что-то похожее. Из этого и создаётся новый тренд.
Владимир: Копирование – это в принципе распространённая практика, да?
Леонид: Да, просмотра референсов никак не избежать. В большинстве случаев заказчики никак не погружены в специфику дизайнов и разработки. Они смотрят на проекты, которые им нравятся, и из-за этого хотят переделать свой проект. Они показывают те картинки, которые их вдохновляют и говорят: «Сделайте нам что-то похожее».
Владимир: Как вы думаете, если заглянуть чуть-чуть в будущее, какого рода сайты и приложения мы увидим? Куда это будет двигаться?
Леонид: Скорее всего, у нас появятся какие-то более человеческие фотографии. Мы привыкли к картинкам с фотостоков, но на данный момент они становятся немного противными. Люди хотят видеть что-то более естественное. Сейчас пользователи просматривают социальные сети, и там нет никакой пост обработки. Все к этому привыкли. Существуют красивые картинки у блогеров, но это достаточно просто снять на таком же уровне, не делая при этом специальных декораций.
Владимир: В общем, натуральность. Хотелось бы поговорить про такую вещь как trend watching (мониторинг модных тенденций). Я знаю, что сейчас существуют агентства, которые анализируют тренды, исследуют, продают их. Как это работает? Не является ли это небольшим мошенничеством, когда сидит пара креативных ребят и придумывают, что за тренды клиенту продать?
Леонид: Это не является мошенничеством, потому что тренды создаются из общих масс. Говоря о trend watching больших агентств и те тренды, которые они нам предоставляют на близжайшие года, это большая работа. Они проводят достаточно крупные исследования: в течение двух – трёх лет до появления следующего тренда просматриваются различные сайты, приложения. Это уходит и в моду, и в архитектурный дизайн. Агентства смотрят на то, чем пользуются люди, как это выглядит. Конфигурируют исследования в одну тему и выдают готовый результат.
Владимир: То есть либо мы создаём тренды, и люди за ними бегут, либо мы смотрим на людей и делаем как им нравится. Это же частая проблема с клиентами диджитал агентств. Агентство понимает как нужно, как будет популярно и модно. Но сами клиенты говорят: «Нет, хочу дизайн, как у такого-то банка».
Леонид: Если говорить о том, как работает интерактивное агентство Agima, то в первую очередь мы ориентируемся на удобство пользователя. Без этого не будет чего-то уникального для конкретного юзера, который будет пользоваться интерфейсом, созданным нами. Поэтому, если мы делаем какие-то проекты, то ориентируемся на опыт предыдущих лет, смотрим на статистику, аналитику, на то, было ли это действительно удобно. Учитываем какие цвета мы использовали, обращали ли на это внимание пользователи. Делаем свои тренды, которые используем уже в следующем году.
Владимир: Поделитесь с нами, о чём говорят трендинговые агентства?
Леонид: Есть несколько конкретных фактов – это цветовые палитры, которые используются. В 2019 году был модным цвет живого коралла. Главный оттенок 2020 — огненно-красный. Также, будут использоваться большие шрифты и достаточно нестандартная типографика. В русских текстах будут использоваться или иероглифы, или большие шрифты иностранных языков, которые не должны быть понятны пользователю. То есть это будет как изображение, несущее смысл украшения.
Владимир: Спрошу про популярную вещь, которая наверное началась с PokemonGo. Дополненная реальность, когда мы с экранов мобильного телефона можем видеть какие-то новые объекты, вещи. Насколько это влияет на дизайн? Насколько это востребовано сейчас? Что вы можете сказать об этой популярной технологии?
Леонид: Взлёт популярности дополненной реальности начался 3-4 года назад и постепенно нарастает. В большинстве случаев, дополненную реальность используют в развлекательных мероприятиях, потому что это действительно красиво, интересно, весело детям и взрослым. Буквально два года назад началось развитие дополненной реальности в бизнес-сфере. Сейчас можно сидя дома примерить одежду и обувь через приложение, посмотреть, подходит ли она тебе.
Владимир: А если про классический бизнес, не ритейл? Первое, что приходит мне на ум, – это не совсем дополненная реальность. Когда можно не вводить номер карты, а телефон сам сканирует её. Это не дополненная реальность, скорее удобство ввода. Основное применение дополненной реальности вы видите именно в ритейле?
Леонид: Скорее всего, да. Мы покупаем товары глазами, хочется на него посмотреть. Конечно, самое интересное, когда мы можем его потрогать непосредственно у себя дома, не покупая. Или, например, запах туалетной воды. Вы хотите понюхать аромат, и пока что сложно сделать это онлайн, но я надеюсь, что в ближайшем будущем это появится.
Владимир: Какие технологии вызывают интерес, которые вы и ваши клиенты смотрите? Насколько популярны разработка приложений для часов?
Леонид: Ни разу не было взлёта популярности по разработке каких-то приложений для часов. Наверное, пользователи привыкли использовать часы, как часы или использовать уведомления. У меня тоже есть Apple Watch и я использую их непосредственно для просмотра сообщений, которые приходят, или чтобы отклонить звонок.
Владимир: Леонид, давайте попробуем разобраться, как создаются тренды. Кто эти организации/люди, которые увидят вещь, которую можно копировать. Кем они являются?
Леонид: В большинстве случаев на мнения трендвотчеров и трендсеттеров опираются большие корпорации и лидеры мнений, на которые ориентируются люди. Когда большая корпорация создаёт тот или иной продукт, она предоставляет его на большую аудиторию с большим маркетинговым бюджетом. Из-за этого возможно создание какого-то тренда, но это скорее относится к трендам в fashion-индустрии. Из fashion всё переходит в архитектуру, а из архитектуры непосредственно в IT. Путь, который проходит тренд, достаточно долгий. Из-за этого мы можем увидеть какой-то цвет в fashion, а через пару лет увидеть его непосредственно в IT-индустрии.
Владимир: Правду говорят касаемо популярной музыки, если 300 раз поставить тебе одну и ту же песню, то ты начнёшь напевать её в душе. Можно ли такую параллель провести с дизайном? Можно ли навязать псевдопопулярность?
Леонид: Мне кажется, можно. Дизайн разнообразный, но в тоже время и одинаковый. Если говорить о каком-то цвете, который будет модным в этом году, то его можно использовать в различных оттенках, в различных вариациях интерфейсов. Когда пользователь будет его смотреть здесь/там и во многих местах, то, скорее всего, привыкнет к нему. Подумает, что он популярный, и перенесёт куда-то в свою жизнь (заставка на телефон, ремонт в квартире).
Владимир: Получается, с трендом надо быть аккуратным. Чтобы с одной стороны быть индивидуальным, а с другой – модным.
Леонид: Здесь можно использовать такую технологию, как создание своих трендов путём их смешения. Из этого тоже может что-то получиться. Когда дизайнеры смотрят референсы, они просматривают различные проекты, которые могут никак не относиться к трендам этого года. Они могут объединить интерфейс из разных кусочков в новый. Если так сделают несколько человек, которые достаточно известны в мире дизайна, то, скорее всего, это станет новым трендом в этом же году или в будущем.
Владимир: Назовите три основные характеристики к определению хорошего дизайнера.
Леонид: Три основных тезиса: коммуникабельность, понимание того, что хочет заказчик, и то, как ведёт себя человек на встрече. Его реакция на неожиданные вопросы. Портфолио важно, но его можно наработать.
Владимир: Большое спасибо, Леонид, что пришли к нам!
Леонид: Вам спасибо!