Выпуски в тексте

№075 Владислав Крайнов и Андрей Аликимович

2017-06-07 15:46
Владимир: Добрый день, друзья! Сегодня мы говорим про мобильные приложения и мобильный интернет. Я пригласил к нам в студию Владислава Крайнова, директора AGIMA mobile, и Андрея Аликимовича, арт-директора AGIMA mobile. Друзья, привет! Скажите, пожалуйста, когда вообще бизнесу нужно было выходить в mobile?

Владислав: Смотри, в этом году мы празднуем 10-летие Айфона. И собственно, это десятилетие мобильного рынка. Поэтому 10 лет назад можно было бы уже задуматься.

Владимир: Те, кто не успел, идет уже с десятилетним опозданием?

Андрей: Рынок растет, все меняется, всегда есть шанс прыгнуть на поезд, он еще не ушел.

Владимир: Но мобильное приложение все-таки достаточно дорогой продукт…

Андрей: В любом случае к этому надо подходить осознанно. Мобильное приложение  - это история не про мгновенное привлечение клиента, а про его лояльность, про постоянную пользу, которую компания может предложить пользователю. Разрабатывая мобильное приложение, не надо ожидать того, что это привлечет новых пользователей или что начнут заполняться какие-то мгновенные действия. Мы как привыкли, что есть лэндинг на сайте, в него зашли, посмотрели, вдохновились, купили товар. Мобайл так не работает. Мобайл работает для тех, кто уже купил этот товар и теперь еще один, возможно, хочет.

Владимир: То есть это инструмент работы с существующей аудиторией?

Андрей: Да, это инструмент, так и есть.

Владимир: А что есть такого в мобайле,  что необходимо делать к сайту и к вебу именно мобильное приложение?

Андрей: Это ближе к телу, это такая нативная вещь, иконка на твоем рабочем устройстве; все мы на данный момент гораздо больше контактируем с Айфонами (или что у кого есть), чем с компьютерами, это то, с чем мы имеем прямой контакт. Плюс мобильное приложение позволяет иметь доступ к некоторым системным функциям, доступ к которым невозможен через…  

Владислав: Я тут еще немного дополню, потому что это такой очень классический вопрос - зачем нам нужно мобильное приложение, если у нас есть адаптивный сайт или мобильная версия сайта. Можно рассматривать прямо по пунктам, что и какие преимущества дает именно мобильное приложение. Но суть его такова, что это для пользователя действительно ближе  и это проще, быстрее. 

Владимир: Друзья, у многих возникает вопрос, а почему не внутри развивать команду разработки, мобильную в том числе?  Почему вообще идут в студии, в компании по разработке?

Андрей: Безусловно, взять одного разработчика на платформу iOS и Android – это, конечно, просто. Мы нашли, мы подали объявление, к нам обратились, мы сделали отбор, посадили - они работают. Но потом штат начинает расти, мы ищем тимлида, требуется, конечно же, менеджер чтобы этим всем управлять, потом, когда мы там доросли до определенных объемов по производству, потребуется уже арт-директор, группа дизайнеров, потом потребуется технический директор. И, потратив на это примерно 2-3 года, мы получаем компанию, способную создавать приложение на заказ для ваших коллег. По сути, это такой классический вариант, когда можно построить бизнес внутри бизнеса, а можно купить готовое.

Владимир: То есть это такая кажущаяся эффективность, но, если у вас задача все-таки развивать свой бизнес, а не мобильное направление внутри какой-нибудь ретейл группы, стоит все-таки обращаться в агентство. А в плане взаимодействия, сколько времени проходит от первой встречи с клиентом до реализации конечного продукта? 

Владислав: Тут настолько большой разброс, что даже усредненное значение будет как средняя температура по больнице. Наверное, самое быстрое, что было за нашу историю, это пара месяцев.

Владимир: А можете рассказать про основные этапы разработки продукта,  как у вас это происходит? 

Андрей: Мы встречаемся с клиентом, брифуем, проводим интервью, собираем данные, проектируем приложение, если коротко рассказывать, проектируем, рисуем и сопровождаем разработку. Я, как арт-директор, сопровождаю разработку. Далее идет разработка, разрабатывается платформа, бэка, тестирование, запуск. 

Владимир: Наполнение контентом параллельно с созданием самого приложения?

Андрей: Да

Владимир: И нужно какое-то время, чтобы это все согласовать. В чем основные задержки? 

Андрей: Согласование - это всегда обсуждение того, чего хочет клиент, управление ожиданиями…

Владислав: Ну да, сам по себе продукт не простой. И для того чтобы обычному обывателю со стороны клиента понять, что же ему надо, что будет на выходе, тут требуется участие и понимание с нашей стороны. На все это уходит время. 

Владимир: Коллеги, когда клиент приходит к вам, у него есть уже какая-то идея, что он хочет. Насколько часто его первоначальная идея трансформируются в нечто большее? 

Андрей: Решается вопрос следующим образом: во-первых, мы проводим интервью, мы проводим исследование. Человек или компания пришел к нам, рассказал, что он хочет. Да, круто, здорово, сколько времени на это есть? Два-три месяца? Окей, запускаем первую версию ровно такой, какую хотите, а потом ее развиваем. Если есть больше времени, проводим исследование, внедряем аналитиков, опрашиваем всех стейкхолдеров, собираем данные. После того как эти данные есть, собираем бэклог того, что должно быть в проекте.

Владимир: Что это такое? Объясни слушателям.

Андрей: Список требований к проекту, каким функционалом или какими плюшками он должен обладать. Исходя из этого, расставляем все по приоритетности и внедряем в продукт. Таким образом у нас всегда есть план на развитие и понимание того, что требуется клиенту. И, причем, не придуманный им самим, потому что «я так решил», а тот, который реально был выявлен, исходя из исследования его компании или его аудитории.

Владимир: Я правильно понимаю, что сначала вы делаете MVP  -  минимально работающую модель, запускаете ее, а потом уже дополняете функционалом? 

Андрей: Да, на самом деле такой подход мы и стараемся доносить до наших клиентов. Необходимо максимально быстро запустить какую-то минимальную версию, потому что все, что ты придумываешь, возможно, уже через пару месяцев станет неактуальным. И в разработке мобильных приложений такие гибкие подходы они лучше.

Владимир: Тогда у меня, Владислав, к тебе вопрос как к директору AGIMA mobile: как правильно с клиентов брать деньги, чтобы это и клиенту было понятно, и вам не обидно? Я объясню, в чем суть. Приходит клиент, вы говорите: «Этот продукт будет стоить Х рублей». Потом по ходу он еще говорит: «Ребят, прикрутите еще функционала , сделайте тут еще вот это…». Как в этом случае правильно строить сметы? 

Владислав: Я считаю и практически всем коллегам по рынку говорю, что наиболее подходящая для разработки мобильных приложений методология – это гибкие методологии, в частности SKRUM. Они позволяют и запускать такие версии более гибко, и обрабатывать нечетко сформулированное видение клиента о том, что же должно быть в этой версии. Из этого естественно следует наиболее подходящий способ ценообразования - это Time & Material. Конечно же, у нас не все клиенты способны понимать такую систему оплаты. Поэтому есть возможность формирования по релизам. Мы MVP сделали, оценили, собрали бэклог, обсудили, что еще нужно.

Владимир: Коллеги, вопрос про модные слова и веяния - виртуальная реальность, дополненная реальность, нейросети, машинное обучение… Насколько у клиентов есть запрос на такие технологии?

Андрей: Тут можно начинать с конца. Машинное обучение на данный момент наиболее применимо.

Владимир: А как вы используете? 

Андрей: Самое простое - рекомендательная система на основе истории пользователя, на истории его покупок: формируются специальные предложения, которые уникальны конкретно для него.

Владимир: Это фактически эволюция таких «триггерных емейлов»? Грубо говоря, если человек в течение месяца не заходил и у него в ближайшее время будет день рождения, значит ему нужно отправить нотификацию, что «за неделю и через неделю после твоего дня рождения у тебя есть скидка»?

Андрей: Да, например. Или это может пойти дальше: если мы знаем, что у него ребенок, а у ребенка день рождения через 2 недели, а еще мы знаем, что его ребенок любит LEGO, то специально для него в течение двух недель будет скидка на конструкторы LEGO в размере 5%.

Владимир: И это все можно завязать на машинном обучении, чтобы эти рекомендации в полуавтоматическом режиме создавались? 

Андрей: Да, конечно, спокойно внедряются.

Владимир: Ну, хорошо. А вот виртуальная, дополненная реальность, что с этим?

Андрей: Это красивая, крутая история. Сейчас она наиболее актуальна для застройщиков, которые могут проводить виртуальные туры. Там сколько хочешь дополненной виртуальной реальности. Это также могут быть узкие темы типа той же медицины, инженерии или службы доставки. Я слышал, был какой-то крутой кейс, когда благодаря дополненной реальности доставщики умудрялись сократить время поиска товара на полке. У него были очки, в которых показывалось стрелкой, куда идти за нужной коробкой.

Владимир: Круто!

Андрей: Но это в основном внутренние корпоративные сервисы компании или специальные сервисы для специалистов. В массовое применение скорее это GameDev - история про игры, про развлечение.

Владимир: Друзья, еще один модный такой тренд - интернет вещей (умные часы, холодильники, пылесосы, Smart TV и т.д.). Насколько, вы считаете,  будет эта история развиваться?

Андрей: Первый раз я услышал про историю интернет вещей несколько лет назад, когда был в Корее по приглашению одной из компаний, которая занимается техникой. И они рассказывали о концепции холодильника, который понимает по сканированию штрих кодов, что внутри у него находится. Ты можешь с помощью экрана выбирать какие-то рецепты, а он, понимая, чего не хватает, автоматически заказывает это в магазине, оформляет доставку, списывает с твоей карты и привозит тебе домой. Это круто, конечно. Но с тех пор, если честно, я нигде не видел этого холодильника и пока не видел его у себя дома, и не знаю, где его купить. Поэтому сегодняшняя история развития интернет вещей, мне кажется, пока на уровне только крутых идей. 

Владислав: Не считая того, что мы разрабатывали приложение как раз для умных розеток. И, собственно, у каждого из нас дома есть уже то же самое Smart TV или Apple TV. Помимо этого я еще закупился умной кофеваркой, ужасная вещь, совершенно не умная…

Владимир: Возвращаюсь к еще одному модному слову «блокчейн»,  несколько месяцев назад я был на РИФе, и люди спрашивали спикеров на секции про блокчейн: «А что же будет, когда блокчейн будет работать, куда деть людей?». Им отвечали, что есть страны типа Швейцария, Арабские Эмираты, где людям просто платят за возможность быть людьми. Вот так и будет.

Андрей: Недавно я видел на Mashele: там был гриль-бот, который чистил гриль.

Владимир: Это, конечно, страшно немножко.

Андрей: Ну чего бояться? Это будущее и надо его ждать, и думать просто, где в нем себя применить.

Владислав: Человечество исторически всегда стремилось к тому, чтобы упростить свою жизнь, и собственно, технологии не останавливаются, развиваются для выполнения таких целей. 

Владимир: Ну что же, будем надеяться, что нас не сместят. 
Друзья, давайте поговорим о команде, о людях. Из каких отделов состоит ваша команда? 

Андрей: Вот так всех сразу не назовешь, конечно. Как я уже ранее говорил, любой клиент может построить у себя маленькую компанию внутри, но для этого ему потребуется, конечно, наличие всех компетенций. 

Владимир: Давай про компетенции. Менеджер - это тот, кто общается с клиентом, занимается переговорами и перепиской?

Андрей: Продакт-менеджер - это уже тот, кто управляет разработкой. Не директор же пойдет управлять разработчиками. Тимлиды, которые управляют разработчиками на более низком уровне, техническом, и являются промежуточным решением между менеджером и разработчиком. Дизайнеры, которые рисуют. Арт-директор, который ими управляет. Проектировщики, которые знают все об интерфейсах. Backend-разработчики, которые на самом деле сильно отличаются от тех, кто разрабатывает именно UI часть, то есть непосредственно саму платформенную часть. Можно продолжать бесконечно. Аналитики, которые занимаются исследованиями.

Владимир: Они как раз подбирают и референс, и смотрят конкуренцию, и тренды выискивают?

Андрей: Да, все так.

Владимир: Ну, тема же достаточно все равно молодая и людей не хватает. Кого вам не хватает, кого вы ждете в команду? И насколько сложно найти таких специалистов?

Андрей: Точно скажу, что не хватает всех. Самые квалифицированные кадры - их меньше всего. Но и в университетах не учат этому - мы разработчиков, получается, вынуждены выращивать всегда сами. Мы проводим курсы в университетах, проводим внутрикорпоративные курсы, берем на стажировки, т. е. мы делаем так, чтобы утолить свой кадровый голод, который растет даже быстрее, чем мы его сами себе удовлетворяем.

Владимир: А кто настоящий «агимовец» по характеру, по духу? Кто просто не спит ночами или супер креативный и может опаздывать, но потом за час делать такую идею, что все клиенты ахают? 

Вадислав: Саша Богданов, по-моему, говорил в прошлом интервью, что «настоящий «агимовец» -  это человек, у которого горят глаза».

Андрей: Да, этот тот, кто горит от своей работы, кто хочет, не смотря на то, что пока не может. Потому что мы свято верим, если человек приложит максимум усилий, даже если он сегодня ничего не знает и не умеет, но при этом он пылает, то пройдет месяц, полгода, год, но он сможет, он точно это сделает.

Владимир: Понятно. Так что, друзья, если у вас горят глаза, работа для вас в AGIMA mobile точно найдется. Владислав, Андрей, спасибо большое, что пришли ко мне!