Выпуски в тексте

№148 Илья Коргузалов и Диана Сорина

Владимир Смеркис, автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM, поговорил c Ильёй Коргузаловым и Дианой Сориной, ко фаундерами проекта Аркона. Темой обсуждения стала дополненная реальность.

Владимир: Добрый день, друзья!

Диана: Здравствуйте!

Илья: Добрый день!

Владимир: Мы часто говорим о том, что профессии умирают, что всё автоматизируется. Как вы думаете, кто в будущем будет иметь право на жизнь?

Илья: Все визионеры утверждают и наше мнение этому соответствует, что все не креативные профессии исчезнут. В лучшем случае население планеты будет иметь безусловный доход, а в худшем никто и не знает что будет.

Владимир: Какие именно креативные профессии? Кто те люди, которые будут вершить судьбы?

Диана: В первую очередь, конечно, это программисты. За этим будущее. Люди, которые умеют работать с программным кодом могут быть в себе уверены. Всё, что связано с простым ручным трудом будет роботизировано. Но всё-таки живой интеллект пока стоит на первом месте. Именно поэтому творческие и креативные люди всегда будут пристроены.

Илья: Помимо программистов все 3D художники, артисты, музыканты. Все, кто может творить что-то уникальное, будут востребованы. Сейчас даже в Южной Африке люди зарабатывают тем, что играют в компьютерные игры. Есть информация про женщину из Китая, которая заработала миллиарды в Second Life.

Диана: Китаянка начала зарабатывать в Second Life ещё в 2007 году, вложив минимальные деньги и скупая дешёвую недвижимость.

Илья: Second Life - это симулятор реальности, который повторяет в чём то наш мир, но этот мир виртуальный. Там вы можете создавать артистические, художественные проекты. Можете заниматься бизнесом. Многие люди создают анимированных персонажей, звёзды, луну и небо.

Диана: Эта дама строила дома и сдавала их в аренду. Сейчас она уже сама этим не занимается. Она 3D моделлер. Cейчас на неё работает огромная компания. Сотни людей, занимающихся тем, что она начала однажды как игру. Сейчас она из самых богатых женщин в Китае.

Владимир: Что движет этими людьми? Для чего людям эта виртуальная реальность и виртуальные объекты недвижимости?

Илья: Виртуальный мир - это часть вселенной, которая раньше называлась кибер пространство. Cейчас это называется Metaverse. Если кто-то не понимает, что движет людьми, которые живут и каждый день существуют в виртуальном мире, посмотрите на себя. Вы каждый день занимаетесь тем же самым, только через экран компьютера или мобильного телефона. Вы просто существуете в интернете. Интернет - это часть кибер вселенной. Её развитие - это виртуальная вселенная, где вы уже полностью погружаетесь в некий вымышленный мир, который существует вокруг вас. Многие люди любят магию, кто-то любит фантастику, кто-то любит путешествовать к звёздам, а виртуальный мир позволяет воплотить ваши самые фантастические и нереальные мечты.

Диана: А я с точки зрения простых и приземлённых субстанций скажу, что на этом легко зарабатывать. Очень низкий порог входа. Покупка дома на какой-то из улиц Нью-Йорка в реальной жизни - это область мечтаний. В цифровом мире это пока что не очень дорого, это нормальные инвестиции и нормальные вложения для того чтобы впоследствии сдать его в аренду или перепродать.

Владимир: Но это всё про игры, про развлечения или не только?

Диана: Нет, это не только игры. Пример из нашей практики - мы начали работать с туристическим рынком. Образовательный кейс. Основываясь на данных, что если во время образовательного процесса включить в урок дополненную или виртуальную реальность, то усвояемость материала увеличивается на 30 процентов. Если хорошо сделать урок на базе этой практики, то это будет работать всегда, не только пока это такая новинка.
Илья: Это также новый формат подачи информации.

Владимир: Маркетинг и музеи, изучение и образование это всё понятно. Но до сих пор не ясно как этот мир отдельно существует. А ведь этих миров много. Есть много проектов, где люди строят свои виртуальные магазины и что-то ещё.

Илья: Сейчас это та самая Metaverse, где виртуальная и дополненная реальность составляют одно единое кибер пространство. В отличие от виртуального мира или виртуальных вселенных, мир дополненной реальности это наш с вами повседневный мир. В дополненной или смешанной реальности объекты встраиваются в реальный мир. Когда мы говорим о бизнесе в виртуальном мире – это одна история. Развитие мира дополненной реальности просто меняет наше существование и вы действительно сможете получить своё пространство, своё место под солнцем. Даже в нашей системе можно купить землю в Нью Йорке и начинать создавать собственный мир, который увидит огромное количество людей, посещающих это в реальном мире.

Владимир: Давайте поговорим про кейсы дополненной реальности, что это может быть? Какие применения дополненной реальности могут быть в реальной жизни?

Илья: Поскольку мы начали заниматься дополненной реальностью в 2013 году, в конце 2014 мы запустили первый в мире парк дополненной реальности в маленьком городке, который населяет всего 3000 человек. В реальном городе - это город Лудза в Латвии. На горе, на которой нет ничего кроме руин и замка рыцарям Тевтонского ордена. Если до этого этот город никто не посещал и все проезжали мимо, то после этого проекта в городе увеличился туристический поток. За первый год туда приехало 60 000 человек, а в следующие года туристический поток увеличился до 120 000-200 000 человек. Увеличить поток на 4 процента уже очень много, а мы его увеличили на 30 процентов. Это фантастика. Это означает, что дополненная реальность, встроенная в нашу реальную жизнь, может изменить логистические потоки, да и в принципе состояние людей. После нашего проекта в этом городке люди поняли, что денег у них в кармане стало на 30 процентов больше. Вся около тревел индустрия: отели, ресторанчики. Мы могли бы сделать такие же вещи в той же Пальмире, мы можем восстановить разрушенные объекты, и турист снова туда пойдёт. Будет снова фотографироваться и получать новую информацию. Такие вещи мы сделали в Париже. Восстановили Бастилию на площади Бастилии.

Владимир: А как это выглядит? Что значит восстановили Бастилию?

Илья: Вы приезжаете туда с планшетом, включаете устройство на площади Бастилии и можете увидеть Бастилию на том месте, где она стояла раньше. По просьбе французов мы сделали кнопочку - разрушить Бастилию. После этого во французской прессе писали про нас «Да здравствует Франция». И ничего страшного, что это как бы сделали русские. Самыми нашими отчаянными поклонниками оказались французские полицейские. Когда они подъехали и спросили чем мы занимаемся мы сказали, что нас просто пригласила мэрия этого района и попросила сделать на фестивале Бастилии презентацию нашего проекта. Так вот полицейские сказали, что они просто счастливы, потому что приезжают американцы и спрашивают где, собственно, Бастилия. Раньше они отправляли их в школу, а теперь отправляют смотреть приложение.

Владимир: Очень интересно! Где ещё, кроме исторических объектов и сферы туризма, эффективна дополненная реальность?

Диана: Один из наших любимых кейсов- образовательный. Мы восстанавливали объекты "Дороги жизни" на Ладожском озере. Этот объект был переведён в виртуальную реальность. По школам города были сделаны уроки мужества, в рамках которого было показано что происходило на "Дороге жизни" во время войны.

Илья: В результате первого года проката наши партнёры получили президентский грант. Сейчас они расширяются.

Диана: Уже проведено более 150 уроков. Уроки нравятся детям, хотя мы очень волновались, когда делали его. Всё-таки 10 класс и ребята уже много чего знают, но отзывы были хорошими.

Илья: Обучение, образование, строительство, медицина (зубные протезы делают при помощи дополнительной реальности). Армия -один из самых первых потребителей дополнительной реальности. Авиационная техника - на дисплее показывается откуда летит ракета, где враг.

Владимир: Я знаю, что вы используете блокчейн в проекте, для чего он нужен? Для многих людей блокчейн это крипта и мошенники, никто не понимает что есть технология распределённых реестров. Какое место блокчейн занимает в вашем виртуально-реальном мире?

Илья: Нам блокчейн дал свободу, расправил крылья. Мы говорили о том, что творческие люди будут очень востребованы и смогут заниматься собственными проектами. А как защитить их права? Это сделает блокчейн: каждую строчку кода, каждую текстуру, каждый пиксель можно защитить и токенизировать в нашей системе. Мы как раз дорабатываем эту часть – любой творческий объект получает собственный токен, как право собственности, право передачи и права для следующего покупателя на взаимодействие с этим контентом. Наш собственный продукт - это цифровая земля, то есть мы разделили всю землю на планете на гексагоны по 100м2. У нас есть алгоритм, который помогает высчитать наиболее пригодные территории на сегодняшний момент для интеграции с дополненной реальностью. Мы выделили 10 городов на планете, в которых устроили аукцион. У нас есть довольно большое коммьюнити, которое эту землю покупает и сможет запускать там любые проекты. В нашей системе каждый участок привязан к конкретным координатам, и его размер и собственник совершенно прозрачны и известны.

Владимир: Каким образом взаимодействие между разными дополненными виртуальными мирами может быть выстроено, и вообще нужно ли это взаимодействие?

Диана: Конечно же, это очень интересный вопрос для нас. Чем больше будет компаний и проектов, тем всем лучше, потому что это популяризирует технологию. Это действительно интересно взаимодействовать между собой. Мы для себя видим возможности взаимодействия между проектами как создание порталов из дополненной реальности в виртуальную. Это можно легко технологически сделать.

Илья: Это выглядит практически, как дверь в виртуальный мир. Вы можете прийти на свою землю, прыгнуть в портал и просто оказаться в мире Алисы в Стране чудес или увидеть пляж с прекрасными девушками без использования вредных веществ. Для этого достаточно вашего устройства.

Владимир: Понятно. Расскажите про конкуренцию в этом бизнесе. Какие подходы у разных проектов, и чем они отличаются друг от друга? Чем вы отличаетесь?

Илья: Если говорить с точки зрения блокчейна, то те, кто им сейчас занимается, пытаются токенизировать различные вещи виртуального мира, чтобы сохранить своих аваторов, чтобы они могли перемещаться из одного проекта в другой. Есть проекты, которые токенизируют аватара, есть те, кто создаёт порталы между различными виртуальными вселенными, чтобы сохранить и аватара, и имущество. Мы стараемся, чтобы каждый человек мог создать свой контент и мог его интегрировать в виртуальной или дополненной реальности. Делаем собственную систему децентрализированной и пытаемся сделать так, чтобы в любой стране мира нельзя было отключить наш проект, и чтобы человек мог без всякого надзора поставить свой контент. Надзором может быть только то коммьюнити, которое устанавливает правила, но не мы.

Владимир: Кто ваша ЦА? Кто эти люди?

Диана: Есть такое интересное занятие, как встреча с коммьюнити. На встрече в Петербурге у нас были люди от 19 до 60 лет. Очень широкая аудитория, 97 процентов мужчин.

Илья: Насколько я знаю, в виртуальной вселенной очень много женщин играет, создает контент и просто живет.

Владимир: Какие стоят задачи и проблемы перед организаторами этих виртуальных вещей? Что не позволяет двигаться вперёд быстрее? Какие планы все строят? Какие тренды в этом мире существуют?

Диана: Я скажу про дополненную реальность, потому что нам она ближе. Конечно, основной тормоз рынка – это смартфон, который у каждого в кармане. Это не очень удобно. Мы ожидаем, что в ближайшее 3 года будут носимые гаджеты. Это очки или запатентованные линзы - это продвинет рынок. Один из важных двигателей - это связь. Высокоскоростная передача данных очень важна для развития дополненной реальности.
Владимир: А какие тренды существуют?

Илья: Мы считаем, что основной тренд – кибернизация всей нашей жизни, роботизация. Многие сферы жизни человека будут переданы в область искусственного интеллекта.

Диана: Искусственный интеллект и машинное обучение это то, на чём сейчас строится вся эта технология. Это то, что ускоряет и делает более реальным, потому что когда дополненная реальность встраивается в наш мир, она должна быть максимально эффектной. Должен создаваться wow effect.

Владимир: В общем, Герман Греф знает о чём говорит. Спасибо друзья, что пришли!

Илья: Вам спасибо!

Диана: Спасибо!